Как правильно уложить дорожные плиты?

Фундаментные основания монолитного типа считаются достаточно распространенными, но стоимость их обходится достаточно дорого. Стремясь к экономии, многие застройщики стараются использовать готовые дорожные плиты под фундамент, которые закладываются по всему периметру объекта. Специалисты до сих пор ведут споры, насколько такое решение целесообразно и безопасно, особенно при строительстве крупных объектов. Перед тем, как строить такой фундамент, необходимо уточнить характеристики железобетонных изделий и разобраться с областью их применения, чтобы исключить вероятные ошибки при закладке основы здания.

Области использования

Область применения таких плит весьма широка. Ошибочно полагать, что их применяют исключительно для укладки черновой основы автомобильных магистралей.

Изделия используют в различных хозяйственных сферах:

  • для строительства дорог в северных районах и в зонах с холодными климатическими условиями, где температурный режим достигает сорока градусов мороза. Укладку таких плит ведут и по болотистым местам, сверху закатывая слоем асфальта;
  • из плит делается основание для устройства временных подъездных путей под тяжелую технику;
  • используют дорожные плиты при возведении гаражных помещений, сараев и бань. В этих случаях высокий цоколь не устраивается. Кроме того, фундамент из дорожных плит станет основой для пола, будут способствовать равномерной усадке всего объекта.

Достоинства и недостатки

Применение плит дорожных под устройство фундамента – решение нестандартное, потому что с самого начала такой материал подразумевался для прокладки дорог. Благодаря тому, что в плитах с самого начала заложен неплохой показатель прочности и устойчивости к изнашиванию, изделия отлично зарекомендовали себя при строительстве легких объектов.

Плиты, используемые в качестве фундаментного основания, обладают определенными достоинствами:

  • из применяют под устройство монолитных, ленточных и других типов фундаментов;
  • отпадает необходимость устраивать глубокий котлован;
  • плиты отличаются неплохой несущей способностью. Это особенно актуально, если объект возводится на участке с пучинистым грунтом;
  • применяют плиты при устройстве оснований по слабонесущим, горизонтально-подвижным грунтам, на местах с неглубоким нахождением грунтовых вод;
  • работы выполняются с привлечениеv минимального количества специальной техники;
  • плиты отличаются неплохими тепло- и влагоизоляционными показателями;
  • вес сооружения равномерно распределен по всем плитам.

Получается, что фундамент на дорожных плитах представляет собой удачное решение при строительстве построек на участках с проблемными грунтами. В готовой основе будут отсутствовать шовные участки, потому что свободное пространство между плитами заполнится бетонной смесью.

Особой популярностью пользуется фундамент из дорожных плит для гаража, каркасного дома, хозяйственных построек. Только под каждый объект определяется своя толщина плит, которая может варьироваться от пятнадцати до двадцати пяти сантиметров.

Справедливо заметить, что плиты для устройства дорог имеют определенные отрицательные моменты:

  • довольно часто при обустройстве фундамента применяют плиты, успевшие побывать в эксплуатации. Найти их сложно, и в основном работают с новыми элементами, приобретение которых обходится достаточно дорого;
  • для укладки придется арендовать кран. Если плит много, их доставляют на строительную площадку специальной техникой в несколько этапов;
  • возникают сложности при обустройстве подвалов и кладовок, запланированных под основанием объекта;
  • есть необходимость в дополнительном устройстве гидроизоляционного слоя.

Технологические особенности строительства

Очень важно выполнить весь комплекс расчетов и работ по проектированию.

Подготовив документацию и приобретя все необходимые стройматериалы, можно приступать к работам. После подготовки строительной площадки и обустройства подъездов к ней, выполняется разметка фундаментной основы. На поворотных местах забиваются колышки, по которым натягивается шнур. Правильность геометрии проверяется измерением длин диагоналей.

Технология устройства плитного фундамента из дорожных плит выглядит следующим образом:

  • насыпается песчаная основа на предварительно утрамбованный грунт;
  • устраивается гидроизоляционный слой, чтобы защитить плиты от негативного воздействия влаги. Рекомендуется также устроить термозащитную прокладку, чтобы сохранять тепловую энергию в жилом помещении;
  • на подготовленное основание укладываются плиты, стыковочные участки заполняются бетонной смесью;
  • заключительный этап – стяжка, обеспечивающая целостность всей конструкции и гарантирующая надежность фундаментного основания. При ее застывании следует контролировать температурный режим воздуха и уровень влажности, укрывая бетон или периодически его увлажняя.

Порядок проведения работ

Подробней рассмотрим алгоритм действий при устройстве ленточного фундамента на дорожных плитах.

Земляные работы

Все строительные работы начинаются с подготовки площадки и нанесения разметки. В соответствии с проектным заданием, колышками и шнурами выделяют периметр фундаментного основания, проверяют правильность углов и ровность диагоналей. После этого на необходимую глубину готовят котлован, для чего можно задействовать экскаватор или выполнить все вручную. Дно выемки выравнивается, устраивается песчаная подушка высотой от двадцати до двадцати пяти сантиметров, все тщательно трамбуется.

Гидроизоляция и утепление

Песок укрывается гидроизоляционным рулонным материалом, на него укладывается теплоизоляционный материал, чтобы минимизировать потерю тепловой энергии через бетонное основание. Роль гидроизоляции выполняет рубероидный материал, укладываемый полосами с нахлестом в десять – пятнадцать сантиметров, швы заливаются мастикой и заделываются газовой горелкой.

Боковые края рубероидного слоя должны заходить на стены подготовленного котлована, чтобы обеспечить хорошую герметичность.

В качестве утеплителя используют пенопластовый материал либо пенополистирол экструдированный.

С помощью рубероида бетон защищается от негативных воздействий влаги и ее проникновения в помещение. Пенопласт снижает тепловые потери.

Монтаж плит

Насыпав песчаный слой, укрыв его гидроизоляцией и теплозащитным материалом, начинают укладывать дорожные плиты. Для этой работы потребуется арендовать грузоподъемную технику, так как плиты отличаются достаточно большим весом. Во время монтажных работ все элементы опорного основания располагают плотно один к другому.

Бетонирование

Как только завершена укладка плит, выполняют следующие действия:

  • устанавливают опалубочную конструкцию, фиксируя ее щиты упорами. Щиты изготавливаются из обрезной доски толщиной 25 мм, соединенной с брусками гвоздями;
  • замешивают или заказывают с доставкой бетонную смесь;
  • растворной массой заливают все шовные участки;
  • устраивают трехсантиметровую стяжку, разравнивая бетон правилами и кельмами. В процессе проведения работ уровень чернового основания контролируется;
  • как только бетон набрал требуемый показатель прочности, опалубочные щиты демонтируются. Как правило, для этого требуется не менее четырех недель.

Если раствор готовите самостоятельно, то цемент, песок и мелкофракционная щебенка смешиваются в соотношении 1 к 3 к 2. Замес выполняется до получения массы однородной консистенции. Для дополнительной прочности сверху плит укладывается армирующая сеточка, по которой устраивается стяжка.

Рекомендации специалистов

Чтобы построить качественный фундамент для дома из дорожных плит, следует выполнять определенные правила. Их практическое воплощение обеспечит основе продолжительный эксплуатационный период.

Опытные строители советуют:

  • при ведении строительных работ использовать качественные материалы;
  • на изготовление опалубочных щитов брать строганые доски одинаковой толщины;
  • минимальная марка бетонного раствора, идущего на заделку шовных участков – М 300. Это придаст опорной конструкции дополнительную прочность, улучшит сцепляемость ее элементов;
  • укладка дорожных плит выполняется под всей постройкой, чтобы минимизировать давление на почву;
  • если для устройства гидроизоляционного слоя используется битум, то появляется возможность сэкономить определенную денежную сумму;
  • подушка из песка считается обязательным элементом на глинистых или рыхлых почвах.

При соблюдении технологий строительных работ и советов опытных мастеров, из дорожных плит можно устроить надежную и долговечную железобетонную основу. По своей прочности такой фундамент уступает монолитному аналогу, так что использовать его следует для объектов, не создающих серьезных нагрузочных воздействий. С экономической точки зрения плитный фундамент обходится дешевле, да и времени на его обустройство требуется не так много. Предварительно в обязательном порядке рассчитывается нагрузка, чтобы определиться с толщиной дорожных фундаментных плит. Данные меры предосторожности и соблюдение всех технологических особенностей помогут вам избежать деформационных проявлений и разрешений фундаментной основы, уложенной из дорожных плит.

При строительстве нового поселка или даже одиночного коттеджа принято начинать с подъездных дорог.

Что нужно проделать для прокладки новой дороги? Технология укладки плит.

Перед строительством дороги необходимо определить выделяемый бюджет и только тогда составлять смету. Вот, к слову, ознакомьтесь- дорожные плиты размеры ГОСТ.

Чтобы на новом месте проложить новую дорогу нужно проделать следующие действия:

1. Решите, какой ширины будет дорога:

— для проезда двух машин, чтобы была возможность им разминуться на малой скорости движения достаточно 2, 0 – 2,2 м ширины легкового автомобиля и 2,5 – 2,7 м для грузового автомобиля. Поэтому минимальной шириной самой простой дороги должна быть ширина 4,5 м и по 30 – 50 см ширина обочины из щебня с каждой стороны твердого полотна.

2. Проложить на местности главную ось дороги.

3. Отмерить от оси по обе стороны по 2,75 м и поставить метки – деревянные колышки.

4. Удалить из размеченной зоны плодородный грунт на глубину не менее 40 – 55 см. Делают это бульдозером или скрепером (на большом строительстве). Удаленный грунт складируют в стороне для дальнейшего использования. Если грунт на территории будущей дороги не плодородный, то его можно (или нужно) вывезти для засыпки, например, начала оврага или в другое место.

5. Получившуюся широкую и мелкую траншею засыпать слоем щебня или гравия, толщиной не менее 150 – 200 мм и разровнять. Сверху засыпать слой песка такой же толщины. После разравнивания песок полить водой и утрамбовать вибродоской или трамбовкой.

6. Восстановить разметку главной оси дороги. Для этого лучше использовать отрезки арматуры.

7. Уложить плиты выбранного размера с помощью подъемного крана, максимально плотно. При этом грузоподъемный механизм может заезжать на уже уложенные плиты и тем самым уплотнять их посадку.

8. Чтобы плиты при эксплуатации не разошлись вправо-влево, используйте отрезки арматуры с главной оси дороги. С их помощью сварите петли соседних плит.

9. Приготовить цементно-песчаный раствор (в соотношении 1 : 3) и заполняя пустоты плит в зоне петель мелким гравием, забетонировать их вровень с поверхностью плиты. Заполнять только продольные швы. Поперечные швы предназначены выполнять роль термокомпенсаторов и должны заполняться битумной мастикой или другим эластичным материалом.

10. Обочины дороги – зону между плитой и краем «котлована» дороги следует заполнить щебнем или гравием. Если поблизости есть песчано-каменистый грунт или карьер, то заполнитель можно привезти оттуда. Заполнение должно быть с небольшим запасом на усадку.

Дорога построена, пользуйтесь до следующего переезда.

Укладка дорожных плит

Технология укладки дорожных плит

Кроме этого, используя дорожные плиты, становится возможным в кратчайшие сроки сделать качественное дорожное покрытие. В данной статье будет рассказано про виды дорожных плит и технологию их укладки.

Виды дорожных плит

Дорожные плиты, подразделяются в зависимости от своих характеристик на такие виды:

  • 2П 30 — преимущественно используют при обустройстве временного покрытия, поскольку эти плиты, способны выдержать нагрузку не больше чем в 30 тонн;
  • ПДП 3 — данный вид дорожных плит является универсальным. Он может использоваться как при обустройстве постоянных покрытий, так и для устройства временного основания.
  • 1П30 плиты используются для строительства постоянных дорог.

Кроме того, существует специальный вид дорожных плит, маркируемый буквенным обозначением — ПДН.

Данные плиты имеют сверхпрочных каркас, а их основное предназначение, это строительство дорожных покрытий в крайне сложных условиях.

Технология укладки дорожных плит

Следует знать, что укладка дорожных плит, подразумевает определённый этап подготовки основания для этих целей, поскольку класть ЖБ плиты просто на землю нельзя. Для устройства основания, сначала снимается верхний грунт, затем производится разравнивание участка предназначенного под дорогу.

После этого, посредством спецтехники, разрывается траншея на глубину не менее чем в 30 см. Чтобы предотвратить в дальнейшем подмывание дорожных плит водой, на дно траншеи расстилается геотекстильная плёнка. Затем на геотекстиль укладывается подушка под дорожные плиты, состоящая на 10 см из слоя щебня и на 20 см из слоя речного песка.

Далее песчаную подушку обильно проливают водой и тщательным образом утрамбовывают с помощью виброплит или катка. Это очень важный этап устройства основания под дорожные плиты, во время которого постоянно производится контроль уровня грунта.

Укладка железобетонных плит может быть выполнена вплотную, либо же с некоторым зазором. Если выбран именно второй способ, то имеющиеся щели между плитами, после окончания всех работ, необходимо засыпать песком.

Основы технологии укладки дорожных плит

Соблюдение технологии подготовки грунта, а также грамотный монтаж дорожных плит играет особенную роль в дальнейшем сроке и качестве применения дорожного покрытия. В загородных поселках, на промышленных участках, а также в некоторых районах городов дорога создается при помощи специальных дорожных плит. Далее будут подробно описаны основные технологии укладки дорожных плит.

В большинстве случаев для обустройства дорог используются железобетонные дорожные плиты. Это уникальный материал для создания дорог, который способен выдерживать значительные нагрузки. Технология укладки конструкций позволяет возводить дороги в любой местности и эксплуатировать их достаточно активно. Дорожные плиты могут использоваться при диапазоне температур от -40 до +55 градусов, что актуально для местных климатических условий.

Особенности монтажа дорожных плит

Процесс возведения дороги из этих конструкций состоит из нескольких этапов:

  • выравнивания поверхности почвы;
  • подготовки траншеи для водного обмена;
  • укладки слоя щебня (толщина материала — до 10 см);
  • уплотнения грунта при помощи виброплиты;
  • укладки дорожных плит;
  • обработки стыков.

После этого грунт уплотняется при помощи виброплит. Для крупных площадей специалисты используют каток. Уровень просадки грунта осуществляется при помощи нивелира. Завершающий этап — укладка дорожных плит, конструкции располагают последовательно. Натянутый шнур — основной ориентир для первого ряда дорожных плит. В зависимости от технологии, укладка дорожных плит может осуществляться с зазором или стык в стык. После этого швы засыпают песком, гран отсевом или же заливают битумом. Во избежание образования трещин швы расширяют при помощи влажного раствора.

Для большей прочности монтажные петли сваривают между собой. Существенный плюс заключается в том, что данная конструкция может служить в качестве надежной платформы для дорожного покрытия. Для обустройства такой дороги рекомендуется выбирать качественные бетонные плиты от производителя. Железобетонные изделия, выполненные в соответствии с основными требованиями, прослужат длительный срок. Такая дорога будет отличаться надежностью, долговечностью, а также повышенной устойчивостью к различным негативным факторам.

В зависимости от объемов работ, монтаж дорожных плит занимает различное количество времени — от нескольких месяцев до полугода (в случае регулярных работ). На различных этапах укладки горизонтальность расположения плит специалисты контролируют при помощи уровня.

Как укладывают дорожные плиты

Укладка дорожных плит – это процедура, которая позволяет придать более эстетичный вид дороге на загородном участке. Плиточные дорожки являются элементами благоустройства, без которых нельзя представить ни один загородный поселок. На собственной даче можно выложить полотно из природного камня, а для дорог общего пользования хорошо подойдет и более дешевое покрытие.

Конструктивные особенности и область применения

Технология укладки бетонных плит основывается на расчете нагрузки, действующей на полотно.

Плиты производят из различных марок бетона. Средний вес одной дорожной единицы составляет 2–2,3 тонны, а её толщина около 18–20 см.

Общепринятые размеры полотна:

  • 1,75; 1,87;3–3,5–3,75 при общей длине настила до шести м;
  • 2,76 имеет длину 3,5 м;
  • 1,5 имеет длину 1,76 м.

Дорожное покрытие также подразделяют на 2 вида между собой:

  • 1П – применяют на постоянной основе;
  • 2П – временный автодорожный настил.

Складирование полотна разрешается высотой до двух м, а между рядами фиксируются деревянные перекладки. Плиты из железобетона зачастую применяют на приусадебных участках в качестве дорожек для пешеходов, благодаря простоте монтажных работ, замене и общей доступности материала.

Область использования

Огромное число различных объектов можно облагородить с помощью дорожного покрытия, например:

  • автомобильные стоянки;
  • велосипедные дорожки и тротуары;
  • дачные дорожки;
  • различные спортивные площадки и т. д.

Помогла статья? Оцените её

Монолитный фундамент сегодня получил большое распространение, однако камнем преткновения зачастую становится стоимость. Чтобы сэкономить, многие решаются прибегнуть к использованию уже готовых плит, закладывая их по всей площади дома.

Ходит немало споров о том, следует ли возводить фундамент из плит, так как многие строители не сильно доверяют таким конструкциям.

Поэтому в случае строительства большого дома от данного варианта следует отказаться, чтобы в дальнейшем не испытывать серьезных трудно устранимых проблем.

Где используют

Сфера применения дорожных плит достаточно широка. Их используют не только для прокладки чернового слоя транспортных магистралей.

Дорожные плиты применяют в разных сферах хозяйства:

  1. При строительстве дорожных магистралей в районах Крайнего Севера, в зонах, где температура воздуха зимой доходит до -40 градусов. Прокладывают трассы из дорожных плит ипо болотистой местности. Сверху укладывают асфальт.
  2. Дорожные плиты становятся основанием для укладки временных трасс – при прохождении маршрутов тяжелой техники.
  3. Подходят такие плиты и для строительства домов на неоднородных и пучинистых грунтах.
  4. Применяются изделия при возведении гаражей, бань, сараев. В таких ситуациях возводить высокий цоколь не имеет смысла. Дорожные плиты при этом станут основанием для напольного покрытия. Усадка будет происходить равномерно – давление на грунт одинаково по всей площади.

Такое многообразие сфер применения говорит о надежности железобетонных изделий. Также стоит рассмотреть их преимущества и недостатки.

Примеры подушек под фундаментную основу

Вот два варианта подушек с одинаковой прочностью, но различные по глубине залегания. При использовании щебня ширина насыпи больше, чем у главной конструкции. Таковы требования строительных норм в целях безопасности.

  • песок 0,3м, щебень 0,1 м, пенополистирол, гидроизоляция, армированная сталь;
  • грунтовая основа, подложка из крупнозернистого песка, гравий, железобетон.

Каждый из приведённых материалов эффективен и практичен для построения фундамента. Однако, песчано-гравийная подушка занимает лидирующие позиции по применению в строительстве, так как характеризуется большим сроком эксплуатации и стойкостью к температурным перепадам.

Преимущества и недостатки

Дорожные плиты применяют для фундамента довольно часто. Это обусловлено такими достоинствами железобетонных изделий:

  1. Технология заливки плит не отличается от способа создания монолитного основания. Общими чертами отличаются и этапы возведения.
  2. Простота монтажа.
  3. Не требуется выкапывать глубокий котлован.
  4. Минимальная эксплуатация техники, необходимая для транспортировки и выгрузки материалов.
  5. Невысокая себестоимость, в сравнении с монолитным фундаментом.
  6. Высокая прочность получаемого основания.

Недостатки:

  1. Если плиты были в употреблении, о них сложно найти достоверную информацию. При выборе новых изделий придется платить больше.
  2. Для монтажа плит придется арендовать кран.
  3. При закладке такого фундамента стоит учесть множество нюансов.

Чтобы выбрать тип основания для дома, следует учесть характеристики почвы, вес будущего дома и его площадь. Фундамент, основанный на дорожных плитах, возводится на ослабленных грунтах, которые отличаются невысокой несущей способностью, а также повышенным содержанием воды. Такие фундаменты часто возводят на местности с горизонтально-подвижным рельефом и в районах с высокой степенью промерзания грунта.

Какие здания можно возводить на таком фундаменте? Устойчивость дорожных плит к негативному влиянию природных факторов позволяет применять их при возведении фундамента для таких объектов:

  • хозяйственные постройки, гаражи, летние кухни – сооружения, не требующие постройки высокого цоколя;
  • загородные дома и дачи высотой не более 2 этажей.

При расчете толщины фундамента рассчитывают вид материала, из которого будет построен дом. Например, для здания из кирпича требуется более массивное основание, чем для сооружения из пенобетона.

Для постройки летней кухни потребуется толщина основания 15-20 см. Чем толще основание, тем устойчивее строение. Монолитный фундамент, сформированный из дорожных плит, применяется практически на всех типах почвы, обладает высокой несущей способностью и пространственной жесткостью.

Как правильно возводить фундамент на плитах?

В целом, возведение такого основания, когда используются дорожные плиты, ничем не отличается от монолитного фундамента.

Однако стоимость фундамента из дорожных изделия будет значительно ниже, так как используются уже готовые элементы, которые не требуют затраты времени на производство, обустройство опалубки и т. д.

В первую очередь необходимо организовать надежную и плотную песчаную подушку, на которую будет укладываться плита. Земля должна быть очень плотно утрамбована, чтобы они со временем не начали проседать.

Затем укладывается теплоизоляционный и гидроизоляционные слои, которые будут защищать бетонную конструкцию от разрушительного действия влаги и не отпускать в землю тепло.

Поверх их ложатся дорожные плиты максимально плотно друг к другу. Места стыков заделываются при помощи бетонного раствора.

Когда они под фундамент будут уложены, необходимо обустроить невысокую опалубку. Для чего она необходима? Для того чтобы залить верхнюю стяжку.

Для нее нужно заготовить бетонный раствор и за один раз разлить его по плитам, прикрыть клеенкой и оставить на 10-14 дней высыхать. В жаркую погоду поверхность рекомендуется смачивать, чтобы не допустить образования трещин.

Сегодня цена изделий для фундамента зависит от размера приобретаемого изделия и его характеристик. Таким образом, стоимость одной плиты может варьироваться от 3 до 20 тысяч рублей. В целях экономии можно приобретать плиты б/у.

Подготовительные работы

Подбирая толщину плит, важно ориентироваться на легкость строения. Для бань и летних кухонь вполне подойдут изделия 100 мм. Если планируется возвести большой дом, придется выбирать плиты от 200-250 мм.

Для начала размечают участок. Это делают на основе параметров проектной документации. Сперва ставят первую точку на участке. От нее необходимо отмерить линию, равную длине дома. На ее основе отмечают черту, которая будет определять ширину фундамента. На основе этих линий размечается вся площадь для будущей постройки. В каждом углу получившегося прямоугольника обязательно вбить колышки. Они помогут определить точность геометрии площадки. На колышки натягивают шнур – по диагонали и по краям будущего фундамента. Если диагональные отрезки равны, разметка выполнена правильно.

Затем необходимо вырыть котлован. Устанавливать дорожные плиты непосредственно на грунт запрещено. Высота котлована должна быть больше глубины подъема грунтовых вод на 20-25 см. В разных регионах она отличается. За условную величину принимают значение 1,5 м – на этот параметр стоит ориентироваться.

Дно котлована должно быть ровным. Для этого его разравнивают и утрамбовывают. Стенки также не должны иметь углублений. После окончания утрамбовки выполняют песчаную подушку. Дно котлована засыпают слоем песка 15-20 см. Затем песок увлажняют и утрамбовывают. О готовности песчаной подушки можно понять по следам от ботинок. Если их нет, можно приступать к следующему этапу.

Технология строительства

Для сооружения фундамента из дорожных плит понадобятся:

  • линейный и водяной уровни;
  • болгарка;
  • совковая лопата;
  • шуруповерт или дрель с насадками;
  • крючок для вязки арматуры;
  • рулетка;
  • кельма каменщика;
  • колышки и строительный шнур;
  • трамбовка.

Перед началом работ проводят подготовку выбранной для строительства площадки, в рамках которой убирают мусор и расчищают территорию от лишней растительности. Дальнейшая работа состоит из нескольких этапов. На видео подробно рассматриваются все шаги сооружения плитного фундамента.

Разметка участка и рытье котлована

Ее проводят при помощи кольев и строительного шнура в соответствии с конструктивными особенностями и габаритными размерами дома или гаража. После выполнения разметки нужно убедиться, что длина диагоналей очерченного участка одинакова, а углы полученной фигуры равны 90 °.

Затем приступают к рытью котлована, используя лопаты или специальную технику. На ровное дно слоем 20-25 см насыпают песок и тщательно утрамбовывают, периодически его увлажняя. В результате получают песчаную подушку с ровной поверхностью.

Глубину котлована рассчитывают таким образом, чтобы его дно находилось на 20-25 см ниже уровня залегания грунтовых вод. Величина этого параметра зависит от региона строительства и в среднем составляет около 1,5 м.

Гидроизоляция и утепление

Поверх песчаной подушки настилают гидроизоляцию, в качестве которой можно использовать рубероид и другие рулонные материалы. Чтобы обеспечить высокую герметичность, ее выкладывают внахлест по всему дну с заходом на стенки котлована на 10-15 см. Посмотрев видео, Вы подробно рассмотрите весь комплекс работ по гидроизоляции.

Затем укладывают слой теплоизоляции, которая поможет сократить потери тепла через бетонную плиту.

Подготовка основания для укладки дорожных плит

На этом этапе возведения фундамента подготавливают опалубку, используя доски толщиной более 25 см. Из них с помощью гвоздей и саморезов собирают щиты, которые устанавливают по периметру котлована.

Чтобы предотвратить смещение опалубки, ее дополнительно фиксируют подкосами или колышками. Для утепления торцов дорожных плит на внутренней стороне опалубки следует закрепить слой теплоизоляции.

Поверх изоляции размещают каркас, который сооружают из стальных профилей с ребристой поверхностью и диаметром не менее 12 мм. Сборку арматуры можно выполнять с помощью специального крючка и вязальной проволоки или сварочных соединений. Первый способ отличается трудоемкостью, но позволяет получить гибкий и прочный каркас. Применение сварки способствует сокращению затрат времени на строительство, однако соединения получаются менее надежными.

Утепление и гидроизоляция

После того как подушка выполнена, выполняют опалубку. Ее лучше выполнять из досок толщиной 25 мм. Их нужно соединить саморезами и гвоздями. Чтобы опалубка стояла более прочно, ее фиксируют упорами.

Затем на дно котлована выкладывают кирпичи. Их следует разместить по всей площади основания. На кирпичный слой укладывают гидроизоляцию.Для этой цели применяют рубероид. Его необходимо выстелить по всей площади основания и сделать захлест на края по 15 см. Герметизация швов выполняется с помощью газовой горелки.

Затем выстилают слой теплоизоляции. Его выполняют из пенопласта или экструдированного пенополистирола. Важно уделить внимание утеплению торцов плит. Для этого гидроизоляцию крепят на внутренней стороне опалубки.

Характеристики бетонной подушки

Бетонную подушку стоит использовать для расширения уже существующего фундамента или для создания армированного пояса под ФБС. Это автономное строение и соединение с главной конструкцией не требуется. Играет роль и марка бетона, согласно нормам СНиПа, минимально допустимая марка М — 200.

Несоблюдение или игнорирование строительных норм приводит к:

  • перекосам и деформациям дверных проёмов;
  • появлению трещин в несущих или навесных стенах;
  • осадке цокольного этажа.

Чтобы предотвратить нежелательные последствия укрепляйте конструкцию металлическими прутьями на стадии планирования и заливки бетоном, утепляйте фундаментальную основу, используйте обратную засыпку песчано-гравийной смесью (засыпка щебнем недопустима, используйте глину и землю)

Расчет фундамента

Точный расчет осуществляется специальными организациями, но в индивидуальном строительстве, при высоте строения не больше двух этажей вполне по силам сделать это самостоятельно.
Толщина плиты зависит от массы строения, то есть напрямую от материала изготовления. Также большую роль здесь играет уровень грунтовых вод, расчетное сопротивление грунта, площадь строения и толщина песчано-щебневой подушки.

Например, рассчитаем толщину дорожной плиты, необходимую для постройки одноэтажного дома из деревянного бруса, размерами 8*8 м:

  1. Рассчитаем общий вес дома. Объем древесины составит около 50 кубических метров. Плотность древесины 700-800 кг/кубический метр. Отсюда масса сруба получится около 40 тонн. Добавим массу крыши и утеплителя, а также межкомнатных перегородок и получим 70-80 тонн.
  2. Масса дома вместе с мебелью и другими предметами быта составит не более 100 тонн.
  3. Посчитаем массу нагрузки на 1 квадратный метр фундамента. Общая площадь фундамента – около 70 квадратных метров. Получается, что примерная нагрузка составляет 1400 кг на квадратный метр.
  4. Подбираем толщину плиты по справочнику. Самая простая плита, толщиной 14 см и длиной 6 м выдерживает нагрузку до 30 тонн при площади 12 квадратных метров. Один квадратный метр, соответственно выдерживает до 2,5 тонн нагрузки.
  5. Делаем выводы. То есть, в случае применения данного типа плиты, имеется примерно двукратный запас прочности фундамента, при необходимом запасе в 1.3 раза. Следовательно, данную марку плит применять можно.

Важно! Укладывается фундамент монолитная ж б плита с тщательным соблюдением технологии всего «пирога» опоры. Бессмысленно делать расчет нагрузки на плиту и строить дом, если весь фундамент из бетонных плит «поплывет» вследствие неправильно проведенных земельных работ.

Требования к качеству материала и толщина подушки

Кроме размера частиц, важными требованиями к качеству материала являются:

  • Отсутствие в составе глины, которая задерживает влагу и делает слой подсыпки подвижным;
  • Чистота смеси – удаление веток или других посторонних предметов;
  • Влажность песка – чрезмерное или недостаточное количество воды отрицательно сказывается на свойствах материала;
  • Наличие гравия в составе улучшает характеристики насыпи.

Слой осадочной породы – это первое, что засыпается в яму, вырытую под фундамент. Он определяется составом грунта и целями, для которых предназначен.

Небольшая насыпь для выравнивания площадки составляет 10 см, глубина слоя при пучистом грунте должна достигать 20 см. В любом случае величина насыпи не должна превышать 1/3 от ширины фундамента.

Важно! Перед засыпанием в котлован песок лучше просеять, чтобы избежать ненужных вкраплений.

Ленточная сборная монолитная конструкция серии 20.

Глубина закладывания такого фундамента составляет до 40 см, бетонные блоки ложатся на песчаную или иную подушку. При строительстве используется бетонный раствор, который заливают на глубину до 20 см, также тут используется армированная лента для увеличения жесткости конструкции. Армирование используется в тех случаях, когда строительство проводится на пучинистых грунтах с возможностью вертикального и горизонтального смещения.

Чтобы устранить попадание воды с грунтовых или дождевых систем, рекомендуется выполнить трубный дренаж на уровне 40 см и ниже.

Надземная часть формируется с бетонных блоков, которые имеют размеры 20×20х40 см. Таким образом, создание такого фундамента условно делится на две части: монолитную и блочную.

Монолитно-ленточная основа серии 20 отличается от сборной конструкции способом выполнения. Тут также используется дренаж ниже уровня основания, он используется на пучинистых грунтах, но тут сначала прокладывается армированная лента, а уже потом происходит заливка бетоном. Его можно соорудить своими руками, стоимость конструкции относительно недорогая, долговечность и отсутствие влаги обеспечивается дренажной системой.

Незаглубленный фундамент этого типа имеет жесткую горизонтальную железобетонную раму, которая гасит неравномерную деформацию грунта. Такой тип монолитного фундамента часто используют при строительстве одноэтажных зданий с натурального бруса с верандами и террасами. Дренаж делать обязательно, если грунт насыщен водой или поблизости есть искусственный или природный водоем выше уровня фундамента сооружения.

О незаглубленном фундаменте: виды и особенности.

Учитывая, что используется он на пучинистых почвах, под каждый конкретный грунт его нужно подбирать индивидуально.

Ведь тут учитывается сезонная деформация и расширение почвы через промерзание, насыщенность водой при летних ливнях, а также степень поглощения воды.

И также стоит учитывать, что многие начинающие строители не имеют много денег для использования механизированной техники, поэтому они желают его построить своими руками.

Типы дорожных плит

Монолитная жб плита фундамент из которой рассматривается в данной статье, производятся для различных условий эксплуатации, поэтому имеют разные характеристики.
Ниже перечислены наиболее распространенные типы дорожных плит, применяемые при строительстве фундаментов:

  • Плита дорожная (ПД) 2П-30-18-10. Размеры 300*175*17 см. Предназначена для временной укладки, грузоподъемность 10 тонн;
  • ПД 2П-30-18-30. Размеры те же, грузоподъемность 30 тонн;
  • ПД 1П-30-18-10. Для постоянной укладки;
  • ПД 2П-60-20-30. Размеры 600*200*140 см, грузоподъемность 30 тонн.

Кроме этих, есть и другие специфические типы плит, например, марок ПАГ, они предназначены для строительства аэродромов и в частном монтаже не используются. Жби плиты ограждения в качестве фундамента также могут применяться. Отличаются дорожные плиты и степенью натяжения арматуры и формой изготовления боковой грани, что также несущественно при постройке фундамента для каркасного дома.

При монтаже фундамента для частных сооружений можно использовать все вышеперечисленные типы дорожных плит. Здесь все зависит от материала изготовления самой постройки и ее назначения. Например, для постройки каркасного дома целесообразно использовать плиты, толщиной 14 см, ввиду его небольшого веса.

Если планируется возведение строения из кирпича или бетонных блоков, нужно использовать плиты, грузоподъемностью 30 тонн и толщиной 17 см. Необходимые параметры для каждого конкретного случая необходимо грамотно рассчитать.

Песок

Простой и достаточно эффективный вариант подсыпки под фундамент. Хорошо утрамбованная механическим способом песчаная подушка способна принять ту же прочность и плотность, что и основной грунт, и в то же время легко формуется для сравнивания всех неровностей дна котлована.

Преимущества песка для подсыпки:

  • При качественной трамбовке можно добиться прочности основания, равной исходному значению для грунта;
  • Хорошо заполняет все неровности котлована и передает равномерно нагрузку;
  • Песок сохраняет дренирующие свойства;
  • Легко формуется и выравнивается в уровень;
  • Не требует привлечения тяжелой строительной техники.

Недостатки:

  • Слабая механическая прочность поперечной точечной нагрузки.
  • Песок со временем вымывается грунтовыми водами.

Идеальным вариантом песок для подсыпки является в случае использования готовых железобетонных блоков и плит, позволяя передавать нагрузку равномерно по всему основанию.

Песок для подсыпки подбирается крупной и средней фракции без глинистых включений. Даже при полной трамбовке сохраняются дренирующие свойства основания, а холодное пучение почти не сказывается на прочности основания.

Толщина подсыпки может составлять от 10 до 60-70 см

в зависимости от свойств грунта. Глубина промерзания грунта во многих регионах страны превышает 30 см, а холодное пучение может проявиться даже под хорошо утепленным фундаментом во время затяжных зимних похолоданий.

Оптимальной высотой подсыпки песка считается 45-60 см. Такой слой песка сложно утрамбовать за раз, потому засыпают материал постепенно слоями толщиной 5 см и постепенной утрамбовкой и обязательным увлажнением.

Довольно сложно определить требуемое количество воды для увлажнения песка. Частой ошибкой является чрезмерное увлажнение песка, от чего вся масса приобретает пластичность и больше расходится по сторонам от трамбовки, чем уплотняется.

Определять объем жидкости следует индивидуально так, чтобы песок легко сминался в руках, сохраняя форму лепешки. С другой стороны при механической утрамбовке вода не должна выступать поверх песка.

Довольно просто определяется степень утрамбовки песка. Если на подготовленной песчаной подушке не остается следов при ходьбе по нему, значит основание готово для дальнейших работ.

Монолитный усиленный ленточный фундамент своими руками.

Этот тип фундамента отличается высокой прочностью через использование армированной конструкции по всей высоте бетонной ленты. Также он имеет большую площадь подошвы, рассчитан на огромные вертикальные и горизонтальные нагрузки со стороны грунта и самой конструкции сооружения. Сделать его своими руками очень сложно, тут используется различная механизированная техника. Металлический каркас ленточного фундамента состоит с 6-8 ниток, соединенных между собой методом сварки.

Также можно использовать каркасный тип армирования. Это основание действует по принципу плавающей плиты, поэтому популярный в сейсмоактивных районах. Используется для строительства сооружений на сложных с точки зрения смещения грунтах: глинистых, песчаных, рыхлых и пористых.

Монолитный ленточный фундамент серии 80.

Он также используется на пучинистых грунтах, глубина монолитной части 80 см. тут также используется бетонное армированное основание, только такой тип фундамента рекомендуется использовать в грунтах с высокой влажностью, ведь дренаж тут обязателен. Своими руками сделать его довольно тяжело, ведь нужно выкопать глубокую траншею, использовать огромное количество бетона и арматуры.

Но монолитное основание стойкое к любым сезонным климатическим изменениям, его легко гидроизолировать, он стойкий также к вертикальным смещениям грунтов. Это идеальное решение при возведении зданий на пучинистых грунтах с высокой глубиной промерзания.

Устройство фундаментов из сборного железобетона

Монтаж железобетонных конструкций фундамента, является главным технологическим процессом при строительстве зданий и сооружений. Качество проведения монтажных работ в значительной мере влияет на внешний вид здания и его долговечность.

Продолжительность проведения монтажа сборных элементов, устанавливает темпы выполнения последующих работ — а соответственно, и конечные сроки сдачи объекта в эксплуатацию.

Монтаж железобетонных плит фундамента

Фундамент из бетонных плит укладывается на песчаное основание толщиной 100 мм. Если грунт в основании фундамента рыхлый, то его необходимо удалить и взамен отсыпать смесью, состоящей из щебня и песка с последующей трамбовкой. Чтобы фундаментные плиты не свисали с песчаного основания, ширина и длина песчаной подушки делается больше на 20—30 см.

Между обносками натягивают шнур или металлические струны, и с помощью отвеса, в точках пересечения главных осей, определяют углы фундаментов на дне котлована. Эти места отмечают металлическими колышками (причалками), которые устанавливаются на отдалении 2–3 мм от ближайшей боковой грани сборного железобетонного ленточного фундамента.

Установка фундаментных плит производится при помощи автокрана. Он не должен располагаться слишком близко к краю котлована, чтобы не случилось обрушение грунта.

При установке железобетонной плиты, нельзя разрушать поверхность песчаного основания, стропы можно сбрасывать только после полной установки фундаментной плиты в заданное место.

Горизонтальный уровень установки плиты проверяют при помощи двухметрового реечного уровня (правила). Ребро правила должно плотно и в уровне примыкать к основанию плиты железобетонного фундамента. Монтажные петли фундаментных плит прибиваются кувалдой к основанию, а монолитные участки и швы между плитами заливаются бетонным раствором.

Установка фундаментных блоков стен подвала

По окончании монтажа подошвы фундамента, поверхность железобетонных плит усиливается арматурой и выравнивается раствором. После высыхания армированного слоя, прокладывается горизонтальная гидроизоляция из рулонного материала.

Наружная выступающая часть гидроизоляции заворачивается на вертикальные стены, соединяясь с вертикальной изоляцией, а внутренняя примыкает к гидроизоляции пола цокольного этажа.

Перед установкой фундаментных блоков, необходимо подготовить нужные инструменты. Ящик для раствора расположить так, чтобы не перемещать его после укладки 2–3 блоков, отвлекая кран на дополнительные работы.

Инструкция и рекомендации по укладке ленточного сборного железобетонного фундамента:

  1. Монтировать фундамент ленточный сборный железобетонный начинают с укладки угловых (маячных) фундаментных блоков в точках пересечения несущих стен. Раствор раскладывают при помощи лопаты, а вот разравнивать раствор лучше металлической или деревянной рейкой. В этом случае, удается сохранить толщину слоя и достичь идеально гладкой поверхности.
  1. Поднимают блоки за две монтажных петли автокраном, и укладывают в назначенное место на подготовленный слой раствора.
  2. После укладки маячных фундаментных блоков, по граням сборной фундаментной ленты натягивают шнур–причалку, подняв ее до высоты наружного ребра фундаментных блоков. Затем по шнуру укладывают все остальные блоки, не забывая оставлять отверстия для прокладки инженерных коммуникаций (электроснабжение, водоснабжение и др.).
  3. После укладки ряда блоков проверяется горизонтальность поверхности, и, если она нарушена, снова поднимают блок и перекладывают.
  4. Разрывы между железобетонными фундаментными блоками, запланированные проектом, а также места стыковки фундаментных блоков поперечных и продольных стен, заливают бетонной смесью.

После завершения установки фундаментных блоков подземной части фундамента, переходят к следующему виду работ по устройству сборного железобетонного фундамента — вертикальной гидроизоляции.

Вертикальная оклеечная гидроизоляция сборных ленточных фундаментов

Ленточный фундамент железобетонный при соприкосновении с грунтом будет насыщаться влагой, если его стены не оградить от этого воздействия вертикальной рулонной оклеечной гидроизоляцией.

Рулонная гидроизоляция (гидроизол, акваизол и др.) наклеивается на наружные стены фундамента при помощи резино–битумной мастики (как один из вариантов) с применением специальных газовых горелок.

Порядок работ при устройстве вертикальной рулонной гидроизоляции стен подвала следующий:

  • очищаем поверхность стен от пыли, грязи и остатков раствора;
  • заделываем швы и устраняем все неровности поверхности стен фундамента;
  • грунтуем поверхность основания стен специальной грунтовкой (праймером);
  • раскатываем рулон гидроизоляции и нарезаем полотнища необходимой длины из расчета двух слоев изоляционного покрытия;
  • при помощи шпателя, на грунтованное основание, наносится тонкий слой мастики, а по нему, снизу-вверх (внахлест), при помощи газовой горелки наплавляются подготовленные полотнища гидроизоляции;
  • высота вертикальной гидроизоляции определяется уровнем отмостки или тротуара.

После завершения работ по устройству конструкций фундамента и защите стен фундамента вертикальной гидроизоляцией, выполняется обратная засыпка грунтом пазух котлована с наружной части фундамента (см. фото).

Засыпку необходимо производить послойно (30–50 см), с уплотнением каждого последующего слоя грунта пневматическими или электрическими трамбовками.

Возведение опалубки

Опалубка – несложная конструкция вокруг всего периметра фундамента. Она служит для придания основанию нужных форм во время застывания раствора. Для фундаментного основания на песчаной/ гравийно-песчаной подушке она изготавливается из досок, закрепленных без зазоров.

Самый лучший и удобный вариант – промышленные конструкции. Это – набор долговечных металлических пластин, которые легко собрать и разобрать. Их основное преимущество – большое разнообразие возможных установок. Это важно, когда речь идет о фундаменте со множеством углов. С ее помощью, значительно снижается риск распирания пластин бетонным раствором.

Однако, при отсутствии таковой, она собирается на месте заливки фундамента на песчаной подушке. Подбираются пиломатериалы из хвойных и лиственных деревьев. Доски подбираются равной ширины и длиной 1,5 метра. Древесина опалубки для заливки плиты должна быть сырой. Сухие доски вытягивают влагу из свежего бетона и этим уменьшают прочность.

Для уменьшения связки с бетоном лицевую сторону пропитывают специальным раствором. Внутренняя облицовка помогает добиться гладкой и чистой поверхности.

На всю высоту фундамента устанавливаются щиты. Расстояние между деталями должно равняться его ширине. С внешней стороны они крепятся кольями. Чтобы пластины не раздвинулись при заливке, их скрепляют деревянными рейками.

Дом из бетонных панелей и его планировка

На выбор в пользу дома из железобетона влияет наличие недалеко от места постройки завода железобетонных изделий (ЖБИ) или домостроительного комбината (ДСК), производящих детали для индивидуального строительства. Можно, конечно, применить и типовые конструкции, но это наложит определённые ограничения на планировку дома.

Панели бывают разные

Выбирая панели для строительства дома, необходимо знать и понимать, какие различия между ними существуют.

Заводы ЖБИ, например, зачастую изготавливали детали для промышленных объектов и социальных объектов типового строительства – детские сады, школы, дома культуры, магазины… Использование этих конструкций для строительства жилого дома сопряжено с применением таких деталей, как колонны, ригели, балки. А это, в свою очередь, вызывает не совсем оправданные, лишние объёмы внутренних отделочных работ, да и для интерьера бетонные панели таких серий — не самый лучший выбор.

Дело в том, что панели с завода ЖБИ обычно не являются самонесущими. Они предназначены для «обшивки» каркаса здания, выполненного из колонн, ригелей или балок. Таким образом, снаружи здание получается с ровными стенами, а колонны и ригели «выпирают» внутрь помещений и их приходится как-то «прятать».

Панели для «обшивки» каркаса здания

ДСК выпускают изделия, непосредственно предназначенные для возведения жилых домов. В результате дом получает ровные стены, потолки и прямые углы без выступов и перепадов. Это значительно упрощает и отделочные работы и, впоследствии, размещение мебели.

Изделия для возведения здания

Планировка дома

Самый существенный недостаток типовых железобетонных деталей в строительстве жилых домов – их жёстко заданные габариты. ЖБИ нельзя ни пилить, ни резать, ни рубить. Любое грубое силовое вмешательство, направленное на изменение размеров детали неминуемо приведёт к нарушению её целостности, к появлению трещин, и, в конечном счёте, может вызвать разрушение уже построенного здания.

Поэтому, прежде чем составлять проект дома, нужно ознакомиться с размерами деталей, предлагаемых к реализации у поставщика комплектующих для домов из бетонных панелей. Важное значение имеет расположение дверных, оконных проёмов в стенах и перегородках, а так же – технологических отверстий в плитах перекрытий. Только зная эти параметры, стоит приступать к составлению плана размещения помещений в доме. Особенно если дом планируется строить в два-три этажа.

Проще всего, конечно, разрабатывать проект дома исходя из наличия деталей с учётом их размеров и проёмов в них. Но можно попробовать подбирать детали, ориентируясь на желаемую планировку будущего жилища. Или искать производителя, имеющего желание и возможности для изготовления железобетонных деталей под проект нового дома.

План одноэтажного дома

План двухэтажного дома 8 х 10 м

План двухэтажного дома 10 х 12 м