Устройство пандуса на лестнице

Лестницы — это один из самых сложных барьеров для людей с ограниченными возможностями, передвигающихся на инвалидных кресло-колясках. Физические крепкие люди еще могут с горем пополам их преодолевать, используя перила, как опору. А вот для остальных самостоятельный подъем по лестнице является абсолютно невозможным. Частично решить проблему могут специальные приспособления. Они позволяют преодолевать лестницы различной длины и уклона самостоятельно, либо с чье-то помощью. Но и тут, к сожалению, не все так однозначно. Приспособления для подъема инвалидов по лестнице не являются прям панацеей, а некоторые из них вовсе бесполезны. Ниже мы рассмотрим плюсы / минусы каждого из приспособлений, а также расскажем о вещах, которые на практике при тестировании показали очень плохие результаты. Перед покупкой каких бы то не было средств для преодоления лестницы на инвалидных колясках, пожалуйста, прочитайте эту статью до конца!

Представляют платформу на двух гусеницах с электроприводом и рулевой колонкой. Также предусматривается одна или две пары маленьких колесиков для дополнительной устойчивости. Сверху размещается пандус или иные крепежи для коляски.

Для использования инвалид на коляске наезжает сверху на подъемник, заезжая на пандус или подставляя раму под иные крепления. Далее сопровождающее лицо, используя рулевую колонку и элементы управления, перемещает человека вместе с коляской вниз или вверх по лестнице. Выглядит процесс следующим образом.

Основные характеристики данного типа приспособлений для подъема по лестнице указаны в таблице ниже (усредненные значения).

Параметр

Значение

Вес

45-80 кг

Скорость подъема (движения вверх)

4-6 м/мин.

Скорость спуска (движения вниз)

7-10 м/мин.

Максимальный уклон

Обычно до 35 градусов

Ширина

70-80 см

Грузоподъемность

До 130 кг

Работа на одно заряде аккумулятора

20-30 этажей

То есть, на один этаж со стандартной двухмаршевой лестницей в среднем уходит 1,5-2 минуты на подъем и чуть меньше на спуск. Скорость не самая высокая, но ограничения оправданы безопасностью эксплуатации оборудования.

Использовать подъемники на гусеницах  не сложно, для управления требуется минимум усилий. Плюс они достаточно безопасны и поддерживают большую часть существующих лестниц.

Нельзя их использовать только на нестандартных лестничных пролетах со слишком высокими ступеньками и при отсутствии подступенка. Также не рекомендуется применять технику на мокрых и обледенелых ступеньках.

Преимущества

  • Безопасность.
  • Минимальная нагрузка на сопровождающее лицо.
  • Подходит почти для всех лестниц.
  • Хорошая скорость перемещения вверх и вниз.
  • Мобильность.

Недостатки

  • Невозможность самостоятельного использования.
  • Тяжеловесность.
  • Нельзя применять для сверхтяжелых электрических колясок (Ottobock C2000, Meyra Optimus и подобные).
  • Высокая стоимость (большая часть оборудования европейская, поэтому цены сильно скачут из-за нестабильности рубля – рекомендуем ознакомиться с актуальным прайсом на сайте поставщика).

Брать или не брать?

Гусеничные подъемники из мобильных средств поднятия по лестнице пока не имеют серьезных конкурентов. Лучше еще ничего не придумали. Поэтому, если позволяют средства или есть возможность обратиться в благотворительный фонд, то брать однозначно стоит.

Лучше европейское оборудование, но можно также китайское/российское. Конструкция не слишком сложная, при поломках можно найти специалистов, которые отремонтируют.

Относительно новое изобретение, призванное заменить гусеничные подъемники. Устройство у них схожее, разница заключается только в способе передвижения по ступенькам.

В частности, вместо гусениц используются металлические «лапы» (одна или несколько в зависимости от модели). Они как бы идут по лестнице, приподнимая коляску и перемещая на новую ступень.

В настоящее время ступенькоходы изготавливает около 10 различных компаний из России, Китая и Европы. И ни у одного производимого экземпляра оборудования так и не исправлены изначальные проблемы. Поэтому пока покупать данные приспособления для поднятия инвалидов по лестнице мы не рекомендуем.

Конструктивные недостатки

Подробнее

Низкий уровень безопасности

Недостаточная ширина опор и использование датчиков движения для остановки перед окончанием ступени делают оборудование небезопасным.
Малейший сбой электроники, поломка опоры или ошибка сопровождающего лица могут привести к падению.

Сложность использования

Необходимо строго соблюдать инструкцию по использованию (высокая ответственность).
Плюс физически нужно прикладывать больше усилий, чем на гусеничном подъемнике.

На рекламных видео процесс использования ступенькоходов прост и безопасен. Но практике все не так безоблачно. Реальные тестирования показывают, что многие модели банально не способны преодолеть и один лестничный марш.

Существует несколько вариантов реализации инвалидных колясок для преодоления лестниц.
 

1 вариант

 

На коляску устанавливается механизм со специальными колесами в виде четырехконечной звезды. В движение он приводится механически. Для этого нужно крутить обода, предварительно активировав соединительный привод с чудо-колесами.

  • Это не безопасно, так как «звезды» могут соскользнуть со ступени и привести к болезненному падению.
  • Процесс поднятия по лестнице физически чрезвычайно сложный.
  • Большинство людей не способны научиться пользоваться подъемников.

Вывод напрашивается сам собой – не рискуйте своим здоровьем, покупая столь непроработанные и опасные приспособления.

2 вариант

Изготавливаются электрические коляски, на которых в нижней части предусмотрены гусеницы, как на гусеничном подъемнике. Когда нужно подняться по лестнице, гусеницы опускаются гидравликой и вступают в работу.

Эффективность таких колясок в разы выше, чем у предыдущего варианта. Благодаря широким опорам и хорошему сцеплению с поверхностью, они преодолевают лестницы практически также успешно, как и гусеничные подъемники.

Преимущества

  • Подъемник всегда с собой.
  • Не требуется помощь сопровождающего лица.
  • Относительно высокий уровень безопасности.
  • Можно преодолевать бордюры.

Недостатки

  • Из-за лишнего механизма снижается маневренность, скорость и запас хода.
  • Дороговизна.
  • Очень скромный выбор, так как коляски такого типа делает буквально пару фирм.

В целом инвалидная коляска с гусеничным приводом является неплохим вариантом. Но после покупки рекомендуем в течение 14-ти дней ее активно потестировать, чтобы иметь возможность в случае чего вернуть.

Кстати, некоторые коляски-ступенькоходы можно получить в ФСС бесплатно. В частности, обещали предоставлять инвалидам российские кресло-коляски Caterwil.

Телескопическими называют пандусы, которые представляют собой что-то вроде телескопической удочки. В сложенном состоянии они имеют длину около 1-1,5 м, а в разложенном до 4 м. Вес при этом составляет от 5 до 20 кг.

Раскладной пандус состоит из двух или трех «рельс», которые укладываются на лестничный пролет. И уже по ним можно подняться на инвалидной коляске, как по обычному пандусу.

Преимущества

  • Доступная цена.
  • Можно перевозить в автомобиле и переносить в руках.
  • Подходят для лестниц, бордюров и иных препятствий.

Недостатки

  • Требуется помощь сопровождающего лица.
  • Раскладка пандусов процесс не быстрый и трудоемкий, особенно если нужно преодолеть более 1-2 этажей.
  • Поднимать коляску по таким пандусам физически трудно.
  • Для лестниц с нестандартно длинными пролетами не подходят.
  • Пандусы не соскальзывают с лестниц, но передвижение по ним все равно не самое безопасное.

При полном отсутствии альтернатив использовать телескопические пандусы можно. Но стоит понимать, что их применение возможно только в случаях, когда сопровождающий человек физически крепок. В противном случае лучше не рисковать, так как удержать коляску на крутом подъеме / спуске сложно, а сам инвалид помогать не может из-за отсутствия поручней.

Для инвалидов незаслуженно редко используются. А ведь они являются великолепным приспособлением для узких лестниц, куда невозможно установить любой другой вид пандусов. 

Крепятся откидные модели пандусов к стене, полу или перилам. В местах крепления предусмотрены петли, что позволяет располагать конструкцию, как вдоль ступеней, так и вдоль стены.

Таким образом, пандус можно поставить, поднять / спустить по лестнице инвалида и откинуть обратно к стене, чтобы никому не мешал.

Преимущества

  • Не мешает проходу по лестнице.
  • Можно установить даже на очень узких лестничных пролетах.
  • Низкая цена.

Недостатки

  • Требуется помощь сопровождающего лица.
  • Физическая нагрузка на сопровождающее лицо при подъеме достаточно высокая.

Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п. В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок лестницы, как правило, дублируют пандусом.

Откидной пандус, как правило, крепится к ступенькам (или к стене) на петли. Каждый откидной пандус комплектуется ручкой для удобства эксплуатации. В разложенном виде пандус опирается на каждую ступеньку лестницы, что позволяет равномерно распределить нагрузку при использовании. В сложенном виде толщина пандуса составляет около 40 мм, фиксируется на защелку вдоль стены.

Заезд на пандус на инвалидной коляске

Пандус изготавливается из оцинкованной стали, алюминия или нержавеющей стали толщиной 1–3 мм (в зависимости от свойств металла). Размеры полозьев — 40 × 200 × 20 мм. Расстояние между полозьями — 250—300 мм. По желанию заказчика расстояние между полозьями может быть и другим. Между собой полозья соединены поперечными направляющими. Разная высота бортов пандусов решает несколько задач. Высота внутреннего борта пандуса 20 мм делает пандус приспособленным даже для колясок-тростей и чемоданов с маленькими колесами. Высота внешнего борта пандуса 40 мм обеспечивает безопасность и препятствует соскальзыванию с пандуса. У пандусов безопасные борта — без острых кромок.

Откидные пандусы, их преимущества:

  • подходят для большинства детских колясок.
  • легки и удобны в использовании.
  • Поверхность рельс не скользит (при наличии противоскользящего покрытия).
  • Могут устанавливаться на лестницах любой ширины.

По закону управляющая организация обязана оборудовать пандусами подъезды многоквартирных домов для удобства проживания маломобильных групп граждан. При этом существуют и более дорогие, технически сложные модели, например, стационарные выдвижные пандусы с регулируемой шириной колеи.

Существуют специальные улавливающие пандусы, которые устанавливаются на крутых поворотах автотрасс. Они способны остановить грузовик с отказавшими тормозами или просто потерявший управление автомобиль. Такой пандус выполняется в виде криволинейной плоскости с постепенно увеличивающимся наклоном и рыхлой поверхностью, обеспечивающей увязание колёс. Впервые подобные пандусы построены в США. Автомобильные пандусы доказали свою высокую эффективность.

Существуют следующие виды пандусов 1. Пандус-книжка 2. Пандус раздвижной телескопический 3. Роллопандус

См. также

  • Лестница
  • Аппарель
  • Взвоз (архитектура)

Примечания

https://ria.ru/20090714/177367022.html

Пандусы и съезды с тротуаров для инвалидов. Строительные нормативы

Пандусы и съезды с тротуаров для инвалидов. Строительные нормативы — РИА Новости, 14.07.2009

Пандусы и съезды с тротуаров для инвалидов. Строительные нормативы

Выдержки из строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП) и свода правил по проектированию и строительству, относящиеся к проектированию пандусов и съездов с тротуаров с учетом их доступности для маломобильных групп населения.

2009-07-14T16:58

2009-07-14T16:58

2009-07-14T16:58

/html/head/meta/@content

/html/head/meta/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/177367022.jpg?1247576310

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, справки, жизнь без преград, заседание правительства москвы, посвященное проблемам инвалидов

Выдержки из строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП) и свода правил по проектированию и строительству, относящиеся к проектированию пандусов и съездов с тротуаров с учетом их доступности для маломобильных групп населения.

Выдержки из строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП) и свода правил по проектированию и строительству, относящиеся к проектированию пандусов и съездов с тротуаров с учетом их доступности для маломобильных групп населения.

Источники:СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»,

СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения».
(Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России))

Пандусы

Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать см при уклоне не более 8% (отношение высоты подъема к горизонтальной проекции длины пандуса 1/12), что составляет около . При перепаде высот более см необходимо делать промежуточные площадки, где инвалид мог бы передохнуть.

При небольшом перепаде высоты (до см) допускается увеличивать наклон пандуса до 10% ().

На практике большинство переходов и лестниц оборудовано рельсами, уклон которых равен уклону самой лестницы, что обычно составляет около 30%. Для инвалида-колясочиика это слишком круто – на таком уклоне он может перевернуться.

Ширина пандуса должна быть не менее метра.

Площадка вначале и в конце пандуса должна быть не менее мХм.

Вдоль кромки пандуса следует предусмотреть бортик высотой не менее см для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Вдоль обеих сторон пандусов, а также у всех перепадов высот более см необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте и см.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на см.

Сходы с тротуаров

Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее м.

Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более м.

Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2%.

Высоту бордюров по краям пешеходных путей рекомендуется принимать не менее см.

Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать см.