Устройство временных дорог СНиП

На строительных площадках в качестве временных дорог используют автомобильные и железные дороги нормальной и узкой колеи. Строительство временных железных дорог выполняют специализированные организации, строительство автомобильных дорог ведут, как правило, общестроительные организации.

При трассировке дорог следует обеспечить подъезд транспорта в зону действия кранов, подъемников, к складам, площадкам укрупнительной сборки, мастерским, механизированным установкам и т.д. Необходимо максимально использовать существующие и проектируемые дороги.

Проектировать временные автодороги следует в соответствии со СНиП 12-03-2001. К основным параметрам временных автодорог относятся: число полос движения, ширина полотна и проезжей части, радиусы закруглений, расчетная видимость, наибольший продольный уклон. Все эти параметры определяют в соответствии с требованиями СНиП.

Зоны дороги, находящиеся в пределах зоны монтажа или перемещения груза, являются опасными. На стройгенплане эти участки дорог выделяют двойной штриховкой, а в процессе строительства принимают меры по обеспечению безопасности людей и транспорта, находящихся в пределах опасных зон. К дополнительным условиям, обеспечивающим безопасность движения на стройплощадке, относятся ограничение скорости, запрещение въезда и другие условия, регламентируемые правилами дорожного движения и согласованные с ГИБДД и МВД.

При определении конструкции покрытия временных автодорог и расхода материально-технических ресурсов для их устройства необходимо руководствоваться указаниями СНиП.

Автодорога строительства включают в себя подъездные пути, соединяющие строительную площадку с общей сетью автомобильных дорог, и внутрипостроечные дороги, по которым перевозят грузы внутри площадки. Подъездные пути, как правило, выполняют постоянными, а внутрипостроечные дорога – временными. Эти проезды прокладывают до начала возведения основных объектов.

Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть устроены разворотные площадки, а в средней части при необходимости – разъезды. Исходя из нормативных габаритных размеров автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м) ширину проезжей части автомобильной дороги при однополосном движении принимают не менее 3,5 м, а при двух полосном движении – 6,0 м. Если дорога запроектирована однополосной, то в предполагаемых местах разгрузки транспорта должны быть предусмотрены уширения, составляющие с общей шириной дороги не менее 6 м.

При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25-30 т и более ширина проезжей части увеличивается до 8 м.

Радиус закругления дорог диктуется возможностью маневрирования отдельных машин и автопоездов. Обычно минимальный радиус закругления принимают 15 м, в этом месте увеличивают ширину проезжей части – при ширине дороги 3,5 м на закруглении она составит 5 м, наибольший уклон – 0,08.

Конструктивно автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придается двускатный уклон, а на криволинейных – односкатный.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев – подстилающего песчаного слоя, несущего основания (щебеночное, бетонное, железобетонное) и покрытия. Для сокращения расходов на строительной площадке целесообразно устраивать будущие постоянные дороги без верхнего покрытия. Еще эффективнее уложить по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное покрытие в этом случае следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.

В качестве железобетонных дорожных плит применяют плиты; прямоугольной и клиновидной форм. Прямоугольные дорожные плиты (длиной 2,5-3,0 м, шириной 1,0-1,5 м, толщиной 0,14-0,22 м и массой 0,63-1,8 т) просты в устройстве, пригодны для эксплуатации сразу же после их укладки в любое время года и при любой погоде.

Затраты на устройство, ремонт и содержание таких дорог в условиях типичной для строек интенсивности движения обычно окупаются за 1,5-2,0 года. Сборно-разборные плиты являются собственностью строительной организации и могут быть многократно ею использованы.

Сп 78.13330.2012 автомобильные дороги

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ СП 78.13330.2012

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Актуализированная редакция

СНиП 3.06.03-85

Москва 2013

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — ЗАО «СоюздорНИИ»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30 июня 2012 г. № 272 и введен в действие с 1 июля 2013 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 78.13330.2011 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги»

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» .

Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО «СоюздорНИИ» (кандидаты техн. наук В.М. Юмашев, Р.А. Коган, д-р техн. наук, проф. В.Д. Казарновский, кандидаты техн. наук Е.С. Пшеничникова, Г.Н. Кирюхин, Л.М. Гохман, Е.М.

Гурарий, И.Ж. Хусаинов, В.И. Коршунов, инж. И.В. Басурманова, канд. техн. наук А.А. Матросов, инж. Ф.В. Панфилов, инж. Ю.А. Аливер, канд. техн. наук С.Г. Фурсов, инж. О.Б. Гопин, канд. техн. наук А.А.

Пахомов).

СП 78.13330.2012

СВОД ПРАВИЛ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИAutomobile roads

Дата введения 2013-07-01

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 310.3-76 Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема

ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии

ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 7802-81 Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования.

ГОСТ 10060.1-95 Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости

ГОСТ 10060.2-95 Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании

ГОСТ 10060.3-95 Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости

ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 13015-2003 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23467-79 Компрессоры воздушные для доменных печей и воздухоразделительных установок. Общие технические требования

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30459-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Определение и оценка эффективности

ГОСТ 30491-97 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

Источник:

Строительные нормы и правила дорожного строительства

Проектирование, строительство, обслуживание и ремонт автомобильных дорог – сложный технологический процесс, который невозможно соблюдать, не изучив специальные правила. В строительных нормах и правилах подробно описываются этапы возведения дорожного полотна, мероприятия по дальнейшему обслуживанию. Нормы разработаны с целью обеспечения требуемого качества автомобильных дорог ведомственного и общего назначения.

Структура документа

Правила, регламентирующие устройство дорожных покрытий, включают ряд основополагающих моментов:

  • общие положения;
  • рекомендации, как правильно с соблюдением действующих норм организовать дорожно-строительные работы;

При строительстве и реконструкции автомобильных дорог кроме требований правил следует соблюдать требования, содержащиеся в других документах

  • указания по выполнению подготовительных мероприятий;
  • порядок возведения земляного полотна (подготовка основания, разработка выемок, укрепление, отделка);
  • обустройство вспомогательных прослоек (дренажных, изолирующих, морозозащитных);
  • устройство покрытия из отличающихся по составу смесей, укрепленных органическими или неорганическими вяжущими материалами;
  • пошаговый контроль этапов строительства;
  • приемо-сдаточные мероприятия.

Общие положения

Требования, регламентированные данным документом, распространяются на реконструкцию действующих и строительство новых дорог. Огромное значение отводится при этом максимальному сохранению сложившейся веками экосистемы данного региона. При производстве работ следует соблюдать следующие правила:

  • Камень, щебень и твердые материалы сгружать в специально отведенных зонах.
  • Территории асфальто- и цементозаводов необходимо оборудовать площадками с твердым покрытием, обустроить водоотвод.

    Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ

  • Перед началом мероприятий следует произвести предварительное исследование земляного покрова. Он не должен иметь деформаций, быть переувлажненным.
  • Устройство дорожных слоев разрешается до наступления минусовых температур.
  • При необходимости расширения автомобильной дороги следует контролировать плотное и ровное сопряжение нового слоя с существующим покрытием.

Этапы организации работ по строительству дорог

Возведение покрытий автомобильных дорог, предназначенных для обслуживания предприятий и дорог общего назначения, имеет некоторые нюансы.

Так, при проектировании дороги, находящейся рядом с действующими промышленными комплексами, следует учесть расположение раннее подведенных коммуникаций (водо-, газопроводов, электрических инженерных сетей).

Новое строительство не должно отрицательно сказаться на нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Но имеется ряд общих требований, не зависящих от назначения дороги:

  • при организации работ необходимо применять дорожную технику специального назначения;
  • для удобства строителей использовать бытовки, которые при надобности быстро транспортируются на нужный участок работ;
  • асфальтобетонные, цементобетонные заводы следует располагать на расстояниях, экономически обоснованных при проектировании;
  • работу оборудования и специальных комплексов машин необходимо организовать таким образом, чтобы не происходило длительных простоев.

Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию

Пункты, оговаривающие мероприятия по сохранности окружающей среды, следует строго соблюдать. Некоторые особенности имеет организация строительно-дорожных работ в сельхоз предприятиях. В данном случае требуется согласовывать сроки проведения строительных мероприятий с владельцами земельных угодий. Дорожные мероприятия не должны внести дисбаланс при обработке посевных площадей, выпасе скота.

Подготовительная стадия

Прежде, чем приступать к укладке дорожного покрытия, следует согласно положениям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и утвержденной проектной документации, произвести разработку и подготовку основы. Для этого необходимо выполнять следующие требования:

  • Очищать дорожную полосу от растительности в районах вечной мерзлоты исключительно в зимний период. Убирать деревья, кустарники, не попадающие в зону производства работ, категорически запрещено.
  • Отходы, полученные после вырубки, требуется убрать до начала работ. Захламлять ими обочины недопустимо. Мусор допускается сжечь, соблюдая требования пожарной безопасности.
  • При работах, проводимых на участках с повышенной влажностью, необходимо оборудовать водоотводы, обеспечивающие осушение почвы.
  • Если автодорога пролегает на участке, где в дальнейшем планируется проведение коммуникаций, следует произвести предварительную укладку конструкций, позволяющих затем проложить необходимые инженерные линии.

Работу по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне

После окончания работ обязательным требованием является рекультивация площадей временного использования с последующей сдачей землепользователям.

Этапы работ по возведению земляного полотна

Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

Однозначно квартира! Комфорт, уют и тепло, вокруг люди и инфраструктура 65 ( 4.04 % )

Только частный дом! Вокруг тишина, покой, много места и мало людей! 770 ( 47.89 % )

Зачем выбирать что-то одно? В городе квартира, а за городом — частный дом. 726 ( 45.15 % )

Я — свободный Гражданин Планеты Земля! Мне не нужна рукотворная клетка! 47 ( 2.92 % )

Обычно земляное полотно возводится за один прием, за исключением участков, обладающих специфическими грунтовыми условиями. При пролегании трассы по болотистой почве или скальным породам разрабатываются специальные проекты, которые предусматривают технологические перерывы, допускающие возможность движения спецтранспорта с ограничением нагрузки и скорости. Возведение земляного полотна проводится по следующему алгоритму:

  • начальная подготовка основания;
  • разделка углублений, возведение, непосредственно, насыпи;
  • укрепление, отделка боковых скосов;
  • мероприятия по контролю.

В данном разделе документа также оговариваются особенности и отличия производства работ для различных климатических зон (вечной мерзлоты, пустынь) и на разных типах грунтов (скальных, болотистых, солончаках).

Подбор составов смесей для устройства оснований и покрытий следует производить в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов к этим материалам

Организация работ по сооружению вспомогательных прослоек

Согласно требованиям СНиП, дорожное покрытие оборудуется слоями специального назначения (дренажные, морозозащитные, изолирующие), которые укладываются по разработанным методикам, регламентирующим следующие моменты:

  • Температура бетонной смеси, в состав которой входят легкие наполнители, каменные материалы пористого типа, смеси, содержащие шлаки, золу, при укладке не должна быть ниже 5⁰ С.
  • Швы как продольные, так и поперечные, формируются путем установки реек либо нарезаются непосредственно в незастывшем бетоне.
  • Материалы плиточного исполнения укладываются, соблюдая максимальное пятно контакта. При неплотном прилегании производится подсыпка песком.
  • Для обеспечения полноценного дренажа используются синтетические материалы, которые укладываются внахлест с перекрытием, после чего закрепляются. Величина нахлеста составляет 10 см.

Устройство покрытий с использованием различных грунтов

Данная глава СНиП рассматривает варианты смесей крупнообломочных, глинистых, суглинистых почв с вяжущими составами органического либо неорганического происхождения, допустимые размеры частиц, позволяющие создать качественное полотно:

  • при использовании крупнообломочных грунтов частицы не должны превышать 4 см, их общее количество должно составлять менее 70% общей массы;

Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям

  • в глинистых грунтах частицы не должны превышать 0,5 см, процентное содержание должно быть менее 25%;
  • при использовании суглинистых почв учитывается тот момент, что они обладают повышенной текучестью. Поэтому в обязательном порядке правила требуют добавки вяжущих веществ, растворимых – в виде водных растворов, нерастворимых – в виде суспензий.

По завершении данного этапа производится уплотнение и укатка. При использовании вяжущих материалов неорганического типа, следует помнить, что выполнять работы лучше при температурах выше 5⁰ С. Вводятся такие добавки при помощи дозаторов.

После того, как укрепление дорожного основания завершено, разрешается движение по нему специализированной техники спустя 5 дней.

Приемо-сдаточные испытания

По окончании дорожно-строительных мероприятий проводятся приемочные испытания, предусматривающие оформление актов освидетельствования выполненных работ. При приемочном контроле проверяются фактические показатели на соответствие требованиям, предусмотренным проектом. Контролю подлежат следующие параметры:

  • Плоскостность поверхности покрытия.
  • Значение плотности возводимых слоев.
  • Коэффициент сцепления шин транспортного средства с поверхностью.
  • Прочностные характеристики состава покрытия, толщина.

Контроль параметров плоскости покрытия осуществляется с использованием рейки длиной 3 метра. Контролируется значение зазоров под рейкой по 5 точкам контроля, которые находятся на одинаковом расстоянии. Требования СНиП предусматривают выполнение комплекса замеров, состоящего не менее чем из 20 контрольных измерений. Методика выполнения расчетов для контроля параметров детально описана соответствующим разделом строительных норм и правил.

Документ регламентирует комплекс обязательных требований, выполнение которых направлено на выполнение качественного дорожного покрытия, обеспечивающего безопасное передвижение транспортных средств.

На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.

Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.

Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.

Источник:

Перечень нормативных документов для проектирования автомобильных дорог, действующих на территории Российской Федерации.

Список не полный и будет дополняться. Ссылки на названиях нормативов ведут на поиск этих нормативов в Google.

Все новости по нормативным документам можно прочитать в рубрике Нормативы.

Перед использованием обязательно убедитесь, что указанные документы являются действующими.

Для дальнейшего развития перечня требуется создание классификатора включающего среди прочего учебную и научную литературу. На этот нелегкий труд собираю деньги.

Содержание:

Конституционные и федеральные законы

Приказы, постановления, распоряженияГОСТ, ГОСТ РСНиП, СПМетодические пособия, рекомендации, инструкцииТиповые альбомыПрочие нормативыВопрос на закуску

Конституционные и федеральные законы

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. Освещает порядок территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, а также выполнения, утверждения и экспертизы проектов.
  1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, среди которых требования
    • механической безопасности,
    • пожарной безопасности,
    • безопасности при опасных природных процессах и явлениях или техногенных воздействиях,
    • безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях,
    • безопасности для пользователей зданиями и сооружениями,
    • доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения,
    • энергетической эффективности зданий и сооружений,
    • безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
  1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вводит классификацию автомобильных дорог, указывает собственников автомобильных дорог, а также разъясняет:
    • полномочия органов власти по отношению к автомобильным дорогам
    • особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог
    • права и обязанности пользователей автомобильных дорог
    • финансирование дорожной деятельности
    • порядок использования платных автомобильных дорог
  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Процитирую из текста: «Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.»
  1. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» . Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям. Вычеркнут в связи с ликвидацией указанной статьи.

Приказы, постановления, распоряжения

  1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»
  1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 199 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения»
  1. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» В третьем разделе (начиная с пункта 33) содержится список разделов проектной документации для проекта линейных сооружений, в частности автомобильных дорог, а также состав указанных разделов.
  1. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» Границы полосы отвода устанавливаются в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий.
  1. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»
  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521. (Заменило Постановление № 1047-р) В перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (далее – перечень) включаются документы, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
  2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 365. Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 402. «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»
  4. Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
  5. Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»)
  6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 319. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
  7. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 860. «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода»
  8. Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  9. Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

ГОСТ, ГОСТ Р

  1. ГОСТ Р 21.1101-2009 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации»
  1. ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.» Пункт 8. Правила написания обозначения единиц.
  1. ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» Классификация имеет расхождения с классификацией в СНиП 2.05.02-85*!
  1. ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог»
  1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
  1. ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» Основной руководящий нормативный документ для проектирования технических средств организации дорожного движения (ТСОДД).
  1. ГОСТ  52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»
  1. ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»
  1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
  1. ГОСТ Р 52767-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров»
  1. ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»
  1. ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»
  1. ГОСТ Р 51943-2002 «Экраны акустические для защиты от шума транспорта»
  2. ГОСТ Р 52044-2003 Наружная на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения
  3. ГОСТ Р ИСО 39001-2014 Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению
  4. ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы (пункт 5.3 Нормы освещения пешеходных переходов)
  5. ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
  6. ГОСТ 23545-79 Автоматизированные системы управления дорожным движением. Условные обозначения на схемах и планах
  7. ГОСТ 21.204-93 Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта
  8. ГОСТ 34.401-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования
  9. ГОСТ Р 51648-2000 Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей. Параметры
  10. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
  11. ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
  12. ГОСТ Р 52577-2006 Методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог
  13. ГОСТ 32944-2014 Пешеходные переходы
  14. ГОСТ 33385-2015 Дорожные светофоры
  15. ГОСТ 32953- 2014 Разметка дорожная
  16. ГОСТ 32945-2014 Дорожные знаки
  17. ГОСТ 33025-2014 Полосы шумовые

СНиП, СП

  1. СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» (Актуализированный СНиП 2.05.02-85*). Основной нормативный документ для проектирования загородных автомобильных дорог.
  2. СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка сельских поселений» (Актуализированный  СНиП 2.07.01-89*) Основной нормативный документ для проектирования городских улиц. Имеет отличную от загородных дорог категоризацию улиц.
  1. СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» (Актуализированный  СНиП 2.05.03-84*) Для проектирования автомобильных дорог важна первая часть СНиПа, а также приложение 1, указывающее габариты для мостовых
  1. СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (Актуализированный  СНиП 11-102-96) Важно в части составления технического задания на различные виды изысканий: геодезические, геологические, гидрометеорологические, экологические. Уточнения для отдельных видов изысканий находятся в отдельных СНиПах.
  1. СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001)
  2. СП 243.1326000.2015 Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения
  3. СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (Раздел 8)
  4. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
  5. СНиП III-10-75 Благоустройство территории
  6. СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
  7. СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства
  8. СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*
  9. СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*
  10. СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87
  11. СП 98.13330.2012 Трамвайные и троллейбусные линии. Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90

Методические пособия, рекомендации, инструкции

  1. ВСН 103-74 «Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог»
  1. ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог»
  1. «Рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах«
  1. «Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» В дополнение и уточнение главы СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка сельских поселений»
  1. ОДМ 218.2.032-2013 «Методические рекомендации по учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах»
  1. ОДМ 218.2.020-2012 «Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог»
  1. «Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах«
  1. «Методические рекомендации по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог общего пользования» В дополнение и уточнение СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»
  1. ОДМ 218.2.013-2011 «Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам»
  1. «Методические рекомендации. Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ» (Cогласовано Письмом Департамента ОБДД МВД России от 19.02.2009 N 13/6-1029) — для загородных дорог
  1. «Методические рекомендации. Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ в населенных пунктах» (Согласовано Письмом Департамента ОБДД МВД России от 18.09.2009 N 13/6-5240) — для городских улиц и дорог
  1. ВСН 42-87 «Инструкция по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог»
  1. «Указания по применению дорожных знаков«
  1. ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд»
  1. ОДН 218.3.039-2003 «Укрепление обочин автомобильных дорог»
  1. ОДМ 218.6.003-2011 «Методические рекомендации по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах»
  1. Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог
  1. ОДМ 218.2.007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства» (Распоряжение Федерального дорожного агентства от 5 июня 2013 г. № 758-р)
  2. ОДМ 218.6.010-2013 «Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог

Типовые альбомы

  1. Серия 3.503-79 «Дорожная разметка»
  1. Серия 3.501.1-144 «Трубы водопропускные круглые железобетонные сборные для железных и автомобильных дорог»
  1. Типовые материалы для проектирования 503-0-47.86 «Поперечные профили автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам»
  1. Типовой проект 3.503.9-80 «Опоры дорожных знаков на автомобильных дорогах. Выпуск 1. Опоры дорожных знаков, устанавливаемых у бровки земляного полотна. Материалы для проектирования и рабочие чертежи»
  1. Типовой проект 3.503.9-80 «Опоры дорожных знаков на автомобильных дорогах. Выпуск 2. Опоры рамные металлические для установки дорожных информационно-указательных знаков над проезжей частью»
  1. Типовые материалы для проектирования 503-0-51.89 «Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне»
  1. Шифр 2175РЧ » Трубы водопропускные железобетонные круглые с плоским основанием для железных и автомобильных дорог. Выпуск 0-2. Трубы для автомобильных дорог в умеренных и суровых климатических условиях. Материалы для проектирования»
  1. Серия 3.501.1-144 «Трубы водопропускные железобетонные сборные для железных и автомобильных дорог. Выпуск 0-2. Трубы водопропускные железобетонные круглые с плоским опиранием для автомобильных дорог в обычных климатических условиях. Номенклатура. Материалы для проектирования»

Прочие нормативы

  1. ПУЭ «Правила устройства электроустановок» Издание седьмое. Пункты 6.3.5 — 6.3.14 описывают условия установки опор освещения на автомобильных дорогах.

Изменения:

18.09.2013 — Первая редакция.
06.12.2014 — Расширен перечень Постановлений, Приказов, Указов, ГОСТов и СНиПов, Типовых проектов, Рекомендаций
01.01.2016 — Обновлен и расширен перечень Постановлений, Приказов, Указов, ГОСТов и СНиПов.

На закуску

Где находится эта развязка?

Правильный ответ на предыдущий вопрос про местоположение транспортной развязки: такой развязки не существует. Это работа немецкого фото-художника Томаса Хэрбриха, который за 3 недели собрал макет этой развязки размером 4м х 3м и сфотографировал для рекламы навигаторов Pioneer.

Также рекомендую чтиво про транспортные развязки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.